?

Экспертиза промышленной безопасности, неразрушающий контроль во Владимире и Владимирской области

25.12.2018 редакция от 11.10.2019

Ростехнадзор разъясняет: Обязательные работы при подготовке к отопительному периоду

Вопрос:

1. Какие нормативно-технические документы регламентируют сроки и порядок проведения технического освидетельствования теплотехнического оборудования тепловой электрической станции?

2. Обязательно ли включение в состав комиссии по техническому освидетельствованию теплотехнического оборудования специалистов специализированных организаций и Ростехнадзора?

3. Какая ответственность предусмотрена в случае, если техническое освидетельствование не проведено?

Ответ: 1. Сроки проведения технического освидетельствования теплотехнического оборудования тепловой электрической станции регламентированы Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утв. Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, а порядок проведения регламентирован - Тепловые электрические станции. Методики оценки состояния основного оборудования". Приказ 28.03.2007 № 200 "Об утверждении и вводе в действие стандарта организации ОАО РАО "ЕЭС России.

Необходимый объем выполняемых работ следует согласовать в виде плана работ с представителями Госэнергонадзора РФ и органом местного самоуправления, осуществляющего контроль за

2. Обязательное включение в состав комиссии по техническому освидетельствованию теплотехнического оборудования специалистов специализированных организаций и Ростехнадзора Правилами не предусмотрено. Тем не менее, в соответствии с тем же документом, техническое освидетельствование оборудования тепловых энергоустановок и (или) сетей, подконтрольных Госгортехнадзору России, производится в соответствии с правилами Госгортехнадзора России. Из этого следует, что это требование может стать обязательным.

3. Ответственность для случая, если техническое освидетельствование теплотехнического оборудования тепловой электрической станции не проведено в сроки, оговоренные Правилами оценки готовности к отопительному периоду, что в конечном итоге ведет к срыву выполнения планов (ТЭС и городской МВК) подготовки к отопительному сезону, предусматривается в соответствии с действующим законодательством: в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации за ненадлежащее исполнение должностными лицами органов местного самоуправления своих обязанностей в связи с подготовкой коммунальной инфраструктуры и жилого фонда к отопительному сезону, повлекшие срыв отопительного сезона, возникновение коммунальных аварий и прекращение подачи тепловой энергии населению в зимний период, образует состав преступления, предусмотренного статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации (халатность). Прокуроры ориентированы на принятие исчерпывающих мер, направленных на привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Из вышеизложенного следует, что руководитель ТЭС не несет административной и уголовной ответственности за срыв подготовки к отопительному сезону и выполнению работ по освидетельствованию теплотехнического оборудования, даже если оно было предусмотрено утвержденным планом работ по подготовке к отопительному сезону, так как это не предусмотрено действующим законодательством.


Обоснование: В общем случае сроки и порядок проведения технического освидетельствования теплотехнического оборудования тепловой электрической станции регламентируется в соответствии с п.1.5.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229.

Кроме этого основного документа, определяющего требования к решению перечисленных выше задач, следует учитывать действие нормативных документов, относящихся к теплогенерирующему оборудованию ТЭС, в том числе и тепловых сетей, находящихся в зоне ответственности ТЭС.

Кроме этих НТД, к нормативным документам, определяющим ежегодную периодичность в связи с ежегодной подготовкой к отопительному сезону, сроки и порядок проведения работ по освидетельствованию следует отнести Правила оценки готовности к отопительному периоду, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

В соответствии с пунктом 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 11 Правил оценки готовности к отопительному периоду контролируется выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 2.6.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок Техническое освидетельствование тепловых энергоустановок производится комиссией, назначенной руководителем организации. В состав комиссии включаются руководители и специалисты структурных подразделений организации. Председателем комиссии, как правило, назначается ответственное лицо за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, либо специалист из теплоэнергетического персонала, имеющий соответствующий уровень квалификации.

В общем случае невыполнение требований в пределах Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации влечет за собой дисциплинарное наказание в пределах договора о найме.

Муниципалитетам следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон) обязанность по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов возложена на органы местного самоуправления поселений и городских округов.

Согласно положениям статьи 20 Закона проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.


Вопрос от 18.06.2019:

В какой срок после окончания отопительного сезона необходимо проводить промывку и испытания систем отопления зданий и сооружений?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

В соответствии с пунктом 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, зарегистрированным в Минюсте России 02.04.2003 № 4358 (далее – Правила), промывка систем отопления проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб.

В соответствии с пунктом 9.3.24 Правил до включения отопительной системы в эксплуатацию после монтажа, ремонта и реконструкции перед началом отопительного сезона проводится её тепловое испытание.


Вопрос от 30.05.2019:

Какие меры административного воздействия применимы к организациям, не обеспечившим надлежащей эксплуатации тепловых сетей, в том числе, являющимися бесхозяйными объектами?

Ответ: Согласно ч. 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190), в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

В пункте 16 статьи 2 ФЗ № 190 приведено определение теплосетевой организации - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии. Пунктом 12 статьи 2 ФЗ № 190 установлено, что передача тепловой энергии, теплоносителя – это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Эксплуатация паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата и других сетевых сооружений, осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.

В соответствии со статьей 9.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

К тепловой сети, являющейся в соответствии с приложением № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасным производственным объектом, предъявляются требования промышленной безопасности.

Согласно ч. 1 статьи 9.1. КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
  • на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 3 статьи 9.1. КоАП РФ грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
  • на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.


Вопросот 30.05.2019:

Каким образом муниципальному образованию получить паспорт готовности к отопительному периоду при наличии на территории муниципального образования неготовых объектов, являющихся аварийным жильем?

Ответ: Требования по оценке готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии указаны в Правилах оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 (далее – Правила оценки).

Согласно п. 2 Правил оценки, проверка к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется Ростехнадзором, а проверка теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Так, согласно п. 18 Правил оценки, для оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

  1. наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;
  2. наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;
  3. наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;
  4. выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

С учетом вышеизложенного, для получения паспорта готовности к отопительному периоду, муниципальному образованию необходимо соблюсти все требования п. 18 Правил оценки, в том числе, выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии, которыми так же являются организации, обслуживающие аварийные объекты.


Вопрос:

Возможно ли зарегистрировать экспертизу промышленной безопасности, проведенную на бесхозяйные тепловые сети, в реестре ЗЭПБ?

Ответ: В соответствии с пунктом 37 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.06.2014 № 260, основания для отказа во внесении в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности на бесхозяйные тепловые сети отсутствуют.


Смотри также:


Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)


Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий