редакция от 10.08.2023
Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации кранов-манипуляторов, автоэвакуаторов (до 2021г.)
Вопрос:
Ростехнадзором получено обращение с просьбой разъяснить следующий вопрос: предприятием приобретен кран-манипулятор грузоподъемностью 1,83 т и грузовым моментом 3,29 т*м. Подлежит ли кран-манипулятор учету в территориальном органе Ростехнадзора?
Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора подготовлен следующий ответ.
В соответствии с требованиями » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» если не выполняется хотя бы одно из требований к кранам-манипуляторам, указанным в пункте 148, то такой кран-манипулятор подлежит учету в органах Ростехнадзора, в том числе подлежат учету и краны-манипуляторы грузоподъемностью от 1 тонны и более.
Вопрос:
Подлежит ли снятию с учета в Ростехнадзоре кран-манипулятор, если ему снизили грузоподъемность до 1 т путем настройки ограничителя грузового момента?
Ответ: Для снятия крана-манипулятора с учета в органах Ростехнадзора необходимо провести его реконструкцию, в результате которой будет снижена грузоподъемность и грузовой момент.
Согласно приложению 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденным приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, реконструкция – изменение конструкции подъемного сооружения (далее – ПС) или его основных показателей назначения, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, длины пролета, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование ПС для работы с другими грузозахватными органами или грузозахватными приспособлениями, а также другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок на расчетные элементы металлоконструкции и/или приводы.
Регулировка ограничителя грузового момента для снижения грузоподъемности не является реконструкцией ПС, а, следовательно, после снижения грузоподъемности ПС путем настройки ограничителя грузового момента такое ПС не подлежит снятию с учета в органах Ростехнадзора.
Вопрос от 10.05.2017г:
Разъясните, пожалуйста, необходимо ли ставить на учет кран-манипулятор (автомобильный гидравлический) грузоподъемностью 7 т.?
Ответ: В соответствии со ст. 2 и п. 3 Приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» площадки, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры, относятся к категории опасных производственных объектов (далее - ОПО) и, соответственно, подпадают под действие вышеуказанного федерального закона, в котором определены требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты.
Требования безопасности к опасным производственным объектам, в составе которых находятся в эксплуатации подъемные сооружения, определены » Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее - ФНП), утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533 и зарегистрированными Минюстом России 31.12.2013 (регистрационный № 30993).
В соответствии с п. 147 ФНП перед пуском в работу краны-манипуляторы подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, за исключением кранов-манипуляторов, перечисленных в подпункте з) п. 147 ФНП, а именно: кранов-манипуляторов, установленных на фундаменте, и кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т-м включительно.
Таким образом, указанный в Вашем обращении кран-манипулятор грузоподъемностью 7 т на автомобильном шасси подлежит учету в органах Ростехнадзора.
Вопрос:
Распространяется ли действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» на автоэвакуаторы?
Ответ: В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС), требования настоящих ФНП не распространяется на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются эвакуаторы автомобилей. Вместе с тем, ФНП по ПС были разработаны, в том числе, на основе и взамен ранее действовавших «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов» ПБ 10-257-98, подпунктом «г» пункта 1.4 которых было установлено, что настоящие Правила не распространяются на краны-манипуляторы, предназначенные для работы только со специальным навесным оборудованием.
Аналогичное требование установлено в подпункте «е» пункта 4 ФНП по ПС: «требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием».
Однако, в связи с многочисленными запросами в отношении специализированных кранов-манипуляторов, изготовленных в исполнении, исключающим применение съемных грузозахватных приспособлений и предназначенных только для эвакуации автомобилей, а также различным толкованием понятия «навесное оборудование» было принято решение в подпункт «в» пункта 4 ФНП по ПС внести соответствующее уточнение.
На основании изложенного, требования ФНП по ПС не распространяются только на эвакуаторы автомобилей, удовлетворяющие требованиям подпункта «е» пункта 4 ФНП по ПС, а именно: предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений. Также в этом случае изготовителем (представителем изготовителя, уполномоченным лицом) в сопроводительной документации (паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат, декларация и т.д.) должно быть указано наименование технического устройства «эвакуатор автомобилей».
Вопрос от 11.05.2017г:
Автотранспортное предприятие приобрело в собственность 2 автомобиля марки «КАМАЗ» с кранами – манипуляторами. Необходима ли регистрация опасного производственного объекта, если крановые установки не стационарные.
Ответ: В соответствии с » подпунктом «г» пункта 3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (далее – ФНП), настоящие требования ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются краны-манипуляторы.
Согласно пункту 146 ФНП регистрации подлежат только те ОПО, где эксплуатируются краны-манипуляторы (за исключением кранов - манипуляторов грузоподъемностью до 1тонны. и с грузовым моментом до 4тоннометра включительно), подлежащие учету в органах Ростехнадзора, которым в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре ОПО.
ОПО в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» от 21.07.1997 № 116- ФЗ, являются предприятия, их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в пункте 3 приложения 1 к № 116-ФЗ, где сказано, что к категориям ОПО относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Стационарно установленными грузоподъемными механизмами являются: грузозахватный орган крана-манипулятора, стрела крана-манипулятора и грузовая лебедка крана-манипулятора.
Вопрос от 24.03.2018:
Требуется ли разрешение/регистрация при установке системы дистанционного радиоуправления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т(до 3т)?
Ответ: Нормативными документами не предусмотрено выдача разрешений или дополнительная регистрация при установке системы дистанционного управления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т/до 3т.
Вопрос от 21.06.2019:
Согласно п.п. "к" п. 4 » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", данные ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются манипуляторы, используемые в технологических процессах. Практически все краны-манипуляторы участвуют в технологическом процессе по погрузке, разгрузке и перемещению грузов. В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, какие именно технологические процессы подразумеваются данным подпунктом.
Ответ: В связи с Вашим обращением, поступившим по информационным системам общего пользования 21.06.2019, Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что в п. 4 «к» » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, указаны «манипуляторы», а не «краны-манипуляторы».
Вопрос от 05.07.2019:
Предприятием приобретён новый кран-манипулятор (далее – ПС) на заводе-изготовителе, который провёл его полное техническое освидетельствование, и поставлен на учёт в органах Ростехнадзора. Необходимо ли разъяснение о проведении технического освидетельствования ПС специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, перед пуском в работу?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.
Пунктом 168 » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС), установлено, что ПС, перечисленные в пункте 3 ФНП по ПС, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации. Объём работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования техническое освидетельствование ПС проводится согласно ФНП по ПС.
В соответствии с п. 171 ФНП по ПС техническое освидетельствование ПС должно проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
Согласно п. 193 ФНП по ПС результаты технического освидетельствования ПС записываются в его паспорт специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования.
Записью в паспорте действующего ПС, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что ПС отвечает требованиям ФНП по ПС, находится в работоспособном состоянии и выдержал испытания.
Вопрос от 12.09.2019:
Возможна ли эксплуатация крана-манипулятора как вышки для подъема людей, если в паспорте завода изготовителя прописано, что эксплуатация разрешена?
Ответ: Межрегиональный отдел государственного горного надзора, надзора за объектами металлургической промышленности, подъемными сооружениями и котлонадзора разъясняет, что, в соответствии с » пунктом 23 «к» ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533, организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая опасные производственные объекты с применением подъемных сооружений, должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии подъемных сооружений и не допускать транспортировку кранами работников, кроме случаев, указанных в пунктах 239-251 ФНП.
Также пунктом 239 ФНП разъясняется, что подъем и транспортировка людей с применением подъемных сооружений, в паспорте которых отсутствует разрешение на транспортировку людей, разрешена в случаях, указанных в вышеуказанном пункте.
Вопрос от 05.12.2019:
Нашей организацией приобретен седельный тягач с краноманипуляторной установкой. Заводом изготовителем, к данному техническому устройству, представлен паспорт с сертификатом соответствия выданным на основании Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 « О безопасности колесных транспортных средств». Отдельно нам передан паспорт на крано-манипуляторную установку, смонтированную на седельный тягач, с сертификатом соответствия, выданным на основании Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Являются ли данные документы подтверждением соответствия требований к техническим устройствам применяемым на опасных производственных объектах, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Ответ: п. 3 » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533 (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации31 декабря 2013 года, регистрационный N 30992)(далее ФНП) определен перечень подъемных сооружений (далее ПС) подлежащих учету в органах Ростехнадзора. В их числе, требования промышленной безопасности распространяются на краны-манипуляторы.
В соответствии с п.5 Технического регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» действие настоящего технического регламента распространяется на машины и (или) оборудование, в том числе применяемые на опасных производственных объектах. При этом Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» не учитывает требования промышленной безопасности на транспортные средства.
п.5 ФНП установлено, что подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются требования Технического регламента ТР ТС 010/2011 и Технического регламента ТР ТС 018/2011, осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов.
Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» определено, что сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Учитывая вышеизложенное кран-манипулятор должен иметь один паспорт изготовленный заводом изготовителем после оборудования транспортного средства подъемным механизмом. Подтверждение соответствие объекта (крана-манипулятора) требования ТР ТС должно проводиться на основании требований промышленной безопасности установленных в ТР ТС 010/2011, с учетом требований ТР ТС 018/2011 и оформлением одного сертификата соответствия.
Источник: Ростехнадзор
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
- Идентификация и классификация ОПО, получение лицензии на эксплуатацию ОПО
- Работы на подъемных сооружениях
- Ремонт автомобильной грузоподъемной техники
- Сертификация оборудования, декларирование соответствия
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)
- Ростехнадзор разъясняет: Постановка на учет ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Ремонт приборов безопасности на ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации некоторых подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Техническое освидетельствование подъемных сооружений (ЧТО, ПТО на ПС)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Снятие с учета технических устройств - подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Аренда подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации кранов-манипуляторов
- Ростехнадзор разъясняет: Выделение кранов другим организациям для выполнения работ
- Ростехнадзор разъясняет: Контрольные груза для проведения испытаний ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Редко используемые подъемные сооружения (ПС)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемников
- Ростехнадзор проверит все строительные башенные краны и повысит им класс опасности
- Ростехнадзор сообщил о результатах проверок организаций, эксплуатирующих башенные краны
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации погрузчиков
- Ростехнадзор проверит организации, эксплуатирующие башенные краны
- Ростехнадзор разъясняет: Изготовление экспертной организацией дубликата паспорта крана
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации фасадных подъемников
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемных сооружений на металлургических объектах
- Ростехнадзор разъясняет: Техническое освидетельствование подъемных сооружений (ЧТО, ПТО на ПС) до 2021г.
- Ростехнадзор разъясняет: Нужна ли аттестация, если краны неподнадзорные
- Ростехнадзор разъясняет: Изменился порядок пуска в работу ПС - новая редакция ФНП по ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации мостовых кранов
- Ростехнадзор разъясняет: Определение границ опасной зоны работы башенного крана
- Ростехнадзор разъясняет: Снятие с учета технических устройств - подъемных сооружений (до 2021г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Формы документов из старых правил по подъемным сооружениям
- Ростехнадзор разъясняет: Необходимость соответствия паспортов и руководств старых подъемных сооружений новым требованиям
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации некоторых подъемных сооружений (до 2021 г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Аттестация по электробезопасности ответственных по кранам
- Ростехнадзор разъясняет: Расчет срока службы подъемного сооружения, техническое обслуживание ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации неподнадзорных кранов (не подлежащих учету в Ростехнадзоре, нерегистрируемых ПС)
- Ростехнадзор разъясняет: Порядок учета ПС в органах Ростехнадзора (до 2021г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Инструкции, определяющие действия в аварийных ситуациях на ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Выделение кранов другим организациям для выполнения работ (до 2021 г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации кранов-манипуляторов, автоэвакуаторов (до 2021г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Обязанности арендатора и арендодателя подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Установка регистратора параметров на краны
Другие новости в группе "Нормативные документы"
(перемещение по новостям в группе)